тел.: +7(495)776-3774;
email:info@ritual24.ru
Каталог товаров

Кладбища и кладбищенские церкви

 

 

В старину в Москве было в обычае погребать покойников при церквах и при монастырях, при которых обыкновенно и находились кладбища. Для умерших же насильственною или какой-либо несчастною смертью существовали убогие дома.

 

 

Петр Великий первый обратил внимание на вред этого обычая и указом от 10 октября 1723 года при многих церквах Москвы запретил погребение умерших. Впрочем, и ранее, при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, были подобные же указы, но только относительно Кремля. Невзирая на эти указы, умерших беспрепятственно продолжали погребать при церквах. Императрица Елизавета Петровна, находясь в 1748 году в Москве, новым указом от 2 июля того же года не велела погребать мертвые тела при церквах на пути от Кремля до ее дворца на Лузе (Головинского). Имевшиеся могилы около тех церквей велено сравнять с землей. Для погребения умерших в приходах церквей, при которых запрещено погребать, государыня велела отвести вне Москвы кладбище и выстроить на кошт ее там церковь.

Московская духовная консистория от 2 августа того же 1748 года предписала приходскому духовенству по главным улицам от Кремля до дворца на Яузе, как-то: от Спасских ворот через Ильинку, Покровку и Басманную, от Никольских ворот через Никольскую улицу, по Мясницкой за Красные ворота и далее при церквах близ дворца отнюдь не погребать умерших; прежние могилы заровнять, а надгробные камни с могил употреблять в церковное строение по потребности. До времени устроения особого кладбища для погребения тел умерших в приходах церквей, при которых запрещено погребать, указаны другие ближайшие церкви: Никольская в Дербени, у Харитона, Спаса в Пушкарях, Панкратия, Троицы на Листах, Николы в Драчах, Адриана и Наталии, Филиппа митрополита, Спаса в Спасской, у Знамения в Переяславской слободе. По отбытии государыни из Москвы Консистория вопреки указу стала разрешать погребение умерших при тех церквах, где запрещено. Но преосвященный Платон указом от 1 ноября 1755 года строго подтвердил, чтоб при церквах, где запрещено погребать, отнюдь не было погребаемо умерших.

Для устройства, по назначению государыни, кладбища в Москве составлен был комитет из особых лиц, а именно: игумена Сретенского монастыря Лаврентия, Спасского в Чигасах священника Ивана Иванова, старосты Троицкой, что в Троицкой, церкви Авксентия Филиппова и архитектора князя Ухтомского. Они для устройства кладбища осматривали места и избрали было Трифоновскую в Напрудной церковь; о чем преосвященный Платон представил и Св. Синоду; но Св. Синод нашел место при Трифоновской церкви для кладбища неудобным. Тогда для кладбища было избрано новое место: близ Марьиной рощи, где в 1744 году устроен был амбар для сохранения (а потом для погребения в Семик) мертвых тел, умерших насильственной смертью, и где не в далеком расстоянии находилось старинное немецкое кладбище1.

В 1750 году 1 июня Московская губернская канцелярия уведомила Консисторию, что на показанном месте деревянная церковь выстроена, куплены к ней колокола и некоторая утварь. Синодальная контора в новоустроенную церковь прислала Евангелие, крест напрестольный и кадило. Определены к церкви причт, староста церковный и три сторожа из военных. 21 декабря того же 1750 года церковь на кладбище соборянами Успенского собора освящена во имя св. Лазаря Четверодневного. На содержание причта и церкви жалованье отпускалось из Статс-конторы.

Таким образом, было устроено первое общественное кладбище в Москве, к которому москвичи относились не только с недоверием, но даже с озлоблением.

17 декабря 1770 года в Москве появилась чума. Каким образом эта ужасная гостья закралась в Москву — об этом имеются весьма разноречивые показания современников; но те же современники сходятся в одном: все они говорят, что Москва имела много элементов, чтобы дать чуме усилиться до ужасающих размеров. Между ними указывают и на то, что в Москве погребают умерших при церквах, иногда весьма небрежно, и потому вонь разлагающихся трупов много способствовала к распространению чумы. Явилась потребность в новых загородных кладбищах, и они были учреждены, причем строго было запрещено погребать умерших при церквах. Почти все они учреждены в 1771 году. Некоторые из них преимущественно для умерших от чумы, а еще позже, в 1830 году,— от холеры.

Скажем о них вкратце.

Лазаревское. Это, как мы уже говорили выше, первое кладбище. Первоначальная деревянная церковь существовала до 1800 года. Настоящая церковь, с приделами Св. праведника Лазаря и Евангелиста Луки, во имя Сошествия Св. Духа построена в 1787 году на средства титулярной советницы Долговой. В 1889 году все кладбище обнесено каменной стеной, что придало кладбищу благообразный, подобающий такому месту вид. Благодаря усердию местного священника о. Владимира Остроухова и старосты Владимира Васильевича Чичерина, церковь в последнее время много возобновлена внутри и снаружи.

Миюсское (Миусское кладбище). Тут также сперва была построена (в 1771 году) деревянная церковь во имя Софии мученицы и трех ее дщерей: Веры, Надежды и Любови. В 1823 году иждивением московского 1-й гильдии купца Ивана Петровича Кожевникова вместо деревянной построена каменная. При ней находятся два придела: Св. Митрофания Воронежского и во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приделы эти устроены иждивением гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой в 1834 году. Миюсским кладбище называется потому, что находится близ местности, где шесть Миюсских проездов и Миюсская площадь; последние же получили свое название от прозвища одного из сообщников бунтовщика Стеньки Разина, некоего Миюски, который в 1673 году был здесь публично казнен на площади. Несколько выше Миюсского кладбища, среди поля, находится старое холерное кладбище.

Миюсское кладбище находится на улице Сущевский вал, 21, и именуется Миусским (как и местность — Миусы). Церковь Софии мученицы и трех ее дочерей, св. мучениц Веры, Надежды и Любови, была закрыта в конце 1920-х или в начале 1930-х годов. Колокольня храма уничтожена, по сторонам сделаны уродливые пристройки. В 1990 году церковь возвращена верующим.

Пятницкое. Здесь церковь во имя Св. Троицы с приделами: Преподобного Сергия Радонежского и Мученицы Параскевы Пятницы, по имени коей кладбище и названо. На Пятницком кладбище погребено немало известных лиц: знаменитый генерал-губернатор Москвы в 1812 году граф Ф. В. Ростопчин, профессор Грановский, литератор Афанасьев, артист Щепкин и многие другие. Рядом с кладбищем, на северо-восток, находится старое холерное кладбище. Вместо ограды Пятницкое кладбище обнесено валом.

Пятницкое кладбище расположено у Крестовской заставы, его адрес — Дроболитейный проезд, 3. После октября 1917 года богослужения в храме Святой Троицы не прекращались. В 1916 году на кладбище построена церковь Симеона Персидского. В 1930-х годах она была закрыта и использовалась под склад. В 1979 году этот храм приписан к церкви Троицы. В 1990 году на втором этаже открыта часовня. В 1930-х годах многие старинные памятники, стоявшие на кладбище, были сняты или проданы для установки на новых захоронениях.

Дорогомиловское. За Дорогомиловской заставой. Древняя церковь во имя св. Елисаветы построена в 1772 году. В 1839 году построена церковь каменная, трехпрестольная, усердием добровольных дателей. В настоящей холодной церкви престол Нерукотворенного Спаса; в приделах теплых: во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и во имя преподобной Елисаветы. На этом кладбище, в общей могиле, погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. Над этой могилой ежегодно совершается поминовение.

Дорогомиловское кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне трасса Кутузовского проспекта) и Москвой-рекой. Захоронения на нем продолжались вплоть до 1930-х годов. В 1948 году кладбище закрыто, церковь св. Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами. Примыкавшее к Дорогомиловскому кладбищу Еврейское кладбище также было уничтожено.

Ваганьковское. За Пресненской заставой. Названо Ваганьковским по близлежащей местности Новое Ваганьково, о которой мы говорили ранее. Ваганьковское кладбище — одно из обширнейших кладбищ Москвы. На нем погребено много знаменитых лиц из мира военного, купеческого, артистического, литературного. Церковь во имя Воскресения Христова построена в 1824 году. При ней приделы: Феодора Сикеота, Николая чудотворца, Иоанна Милостивого, Мученицы Акилины. Вблизи Ваганьковского кладбища находится обнесенное каменной стеной кладбище Армянское с церковью и еще старое кладбище самоубийц.

Ваганьковское кладбище до 1917 года было одним из крупнейших московских кладбищ. Его современный адрес — улица Сергея Макеева, 15. В 1930-х годах многие старые захоронения были уничтожены, а памятники с них проданы. Начиная с послевоенных лет на Ваганьковском кладбище погребают деятелей культуры и искусства и оно все больше приобретает характер исторического некрополя общенационального значения. Служба в кладбищенской церкви Воскресения Христова после октября 1917 года не прерывалась. В 1916 году в одном из флигелей, стоящих у входа на кладбище, была открыта церковь Андрея Первозванного. В 1918 году этот храм был закрыт, а в 1989 году возобновлен.

С Ваганьковским кладбищем соседствует Армянское кладбище, на котором с конца XVIII века хоронили представителей армянской колонии в Москве. Кладбищенская церковь Воскресения Христова воздвигнута в 1815 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева на месте старого обветшавшего храма. В этой церкви погребены представители старинного армянского рода Лазаревых. В 1930-х годах церковь была закрыта, возвращена верующим в 1954 году. Ныне этот храм является духовным центром московской армянской общины, при нем — представительство Армянской Апостольской церкви.

Семеновское. За Семеновской заставой. До 1855 года на этом кладбище не было храма и самое кладбище было приписано к церкви Введения в Семеновском. В 1855 году иждивением московского купца Михаила Николаевича Мушникова с помощью других вкладчиков построена настоящая каменная церковь во имя Воскресения Христова, с приделами Всех святых и Св. князя Владимира, и с того времени кладбище сделалось самостоятельным. Освящение церкви совершено 17 июля 1855 года митрополитом Филаретом.

Семеновское кладбище располагалось на Измайловском шоссе, 2. Кладбищенская церковь Воскресения Христова была закрыта в конце 1920-х или в начале 1930-х годов, ее здание до неузнаваемости изуродовано перестройками и использовалось как производственное помещение. Само кладбище было закрыто для захоронений, а к 1966 году полностью уничтожено, на его месте разбит парк.

Калитниковское. За Покровской заставой. По преданию, местность эта называется Калитниковом потому, что земля, на которой расположено кладбище, жалована была великим князем Иваном Даниловичем Калитой бывшему прежде Крутицкому монастырю. Это весьма вероятно, потому что находящаяся поблизости деревня Грайвороново также называется «в Калитниках». Кладбище основано в 1771 году, и тогда же на нем построена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Настоящий каменный храм с приделами Св. благоверного князя Александра Невского и Св. Николая чудотворца построен усердием вкладчиков в 1834 году. В прежнее время среди кладбища находился большой пруд; теперь он запущен и зарос.

Калитниковское кладбище располагается в Большом Калитниковском проезде, 11. После октября 1917 года на этом кладбище производились массовые расстрелы «контрреволюционных элементов»; богослужения в церкви Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» не прекращались. Кладбище остается действующим, хотя захоронения на нем ограничены.

Даниловское. За Серпуховской заставой. Названо по Даниловскому монастырю. Кладбищенская церковь во имя Сошествия Св. Духа построена московским купцом Семеном Логиновичем Лепешкиным с участием других жертвователей вместо деревянной в 1829 году. При ней приделы: Семи херсонских мучеников и Успения св. Анны. На месте старой церкви деревянная часовня. Вблизи Даниловского кладбища находится старое холерное кладбище и кладбище татарское.

Даниловское кладбище находится в Духовском переулке, 10. Богослужения в кладбищенской церкви Сошествия Святого Духа после октября 1917 года не прекращались. Соседняя с нею церковь святителя Николая, сооруженная в 1901— 1902 годах, используется как часовня. Захоронения на Даниловском кладбище ограничены, соседствовавшее с ним Мусульманское кладбище включено в состав Даниловского, как мусульманский участок.

Рогожское единоверческое. Находится в расстоянии одной версты за Рогожской заставой, при пересечении железных дорог Нижегородской и Курской. На пространстве нескольких десятин земли, обнесенной оградой, здесь стоят на равном расстоянии друг от друга три громадных молитвенных дома, или три часовни последователей поповщинского согласия.

Вот краткие сведения о возникновении этого знаменитого в старообрядческом мире кладбища.

При императрице Екатерине II старообрядцы-поповцы по случаю моровой язвы в 1771 году исходатайствовали себе дозволение устроить на указанном месте карантин и кладбище для своих единоверцев. Здесь последовательно, одна за другой, явились три упомянутые большие каменные часовни и несколько каменных и деревянных зданий. Таким образом и основалась большая община, сделавшаяся средоточием всей поповщины. В 1854 году, когда некоторые из членов этой общины пожелали иметь общение с господствующей церковью на правилах единоверия, то одна из часовен2, самая древняя, по их прошению, с высочайшего соизволения, обращена в единоверческую приходскую церковь с наименованием «при Рогожском богаделенном доме» и освящена во имя св. Николая чудотворца с приделом Св. равноапостольного князя Владимира. С этого, времени Рогожское кладбище стало все более и более усиливаться и процветать. Лет 25 тому назад в Москве были кроме кладбища две единоверческие церкви3 и только три моленные, а теперь моленных насчитывается 13, где раскольничьи попы служат открыто, ничем не стесняясь и никого не опасаясь. Также увеличилось число попов и диаконов. В 1866 году4 в Москве было пять попов и один диакон, так что тогдашний раскольнический епископ Антоний Шутов весьма часто должен был обходиться в служении без диакона; а теперь в Москве насчитывается 17 попов и 8 диаконов. Все это исключительно крестьяне, выходцы из Гуслиц — известного гнезда раскола, и по большей части люди или безграмотные, или полуграмотные, умеющие пользоваться обстоятельствами и напускающие на себя лицемерное целомудрие. На самом же Рогожском кладбище, при его огромных и величественных часовнях, попов и диаконов имеется целый штат.

Рогожское единоверческое кладбище, современный адрес — Рогожский поселок, 29. Кладбище являлось духовным центром старообрядцев-поповцев (то есть приемлющих священство). Стоящий на кладбище единоверческий храм Николая чудотворца полностью перестроен в 1863—1866 годах. В 1930-х годах его заняли старообрядцы-беспоповцы (то есть отвергающие священство), трапезная храма принадлежала православному Николаевскому приходу. В 1993 году беспоповцы выехали в храм Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице, 38 (сооружен в 1909—1910 годах, архитектор В. П. Десятое), и Никольская церковь полностью перешла к православным.

На территории кладбища расположены также старообрядческий кафедральный собор Покрова Божией Матери, сооруженный в 1790—1792 годах (архитектор М.Ф. Казаков), церковь Рождества Христова, выстроенная также Казаковым в 1809 году (в 1930-х гг. этот храм был закрыт и изувечен). В колокольне, построенной в 1906—1912 годах архитектором Ф.И. Горностаевым, помещается церковь Воскресения Христова (создана в 1912—1913 гг.), сооруженная в память распечатания в 1905 году алтарей в Рогожских старообрядческих церквах.

В 1933 году этот храм был закрыт, возобновлен в 1947 году.

Преображенское кладбище, именуемое Николаевским единоверческим монастырем. Кладбище это имеет свою длинную, занимательную и поучительную историю. Сделаем ее беглый очерк. В начале прошлого столетия проникли в Москву раскольники, называвшие себя федосианами, по первому начальнику своему, дьячку Феодосию Васильеву. Они отвергали в своих молениях молитву за здравие государей и не признавали браков. В Москве они жили тихо; но представился случай, и они подняли голову. В 1771 году, как уже говорено не раз, в Москве появилась чума. Бедствие это вызвало у федосеевцев желание основать в Москве монастырь. Дело требовало большой изворотливости, хитрости и, разумеется, пожертвований. Чтобы удобнее достигнуть своего намерения, федосеевцы прибегнули к светскому правительству и просили, под видом усердия и любви к ближним, дозволить им устроить карантинный дом с кладбищем, на построение которого от казны ничего не требовали, обещаясь все сделать на свой счет. Все это было дозволено, и отведена была земля в селе Преображенском, при речке Хапиловке, которая и стала им служить Иорданом во время крещения и перекрещивания в свою секту. В самое короткое время был построен огромный дом со всеми службами, под видом вспомоществования бедным и осиротелым от мора, объявив, что «таким-де лучше жить у нас, нежели в казенных карантинных домах». Но в действительности это была не более, как одна лишь приманка. Народ, узнав об этом, набежал из Москвы, спасаясь от чумы, в великом множестве в новую обитель, так что даже все сараи, чуланы и шалаши едва могли вмещать в себя больных; многие валялись на кладбище, на холоду. Строения кладбищенские для новоприходящих росли, как говорится, не по дням, а по часам. Осиротелые разного звания москвичи, оставляя свои дома, прибегали в обитель толпами, принося с собой деньги и имущество, которые вместе с жизнью вручали лжеучителям. Для перекрещивания были поставлены всюду купели, кадки и чаны, и всех крестили без различия. Иных в воду погружали насильно, и только Богу одному известно, сколько таких новокрещенцев вынуто из воды Хапиловского пруда и чанов без дыхания. Таким образом, федосеевцы, под именем кладбища, основали в Москве свой монастырь, который по окончании моровой язвы устроился и расположился по своему вкусу. Всему этому делу главным руководителем был богатый подрядчик Илья Алексеев Ковылин, человек умный и решительный. Так как для нового монастыря недоставало устава, то он добыл его из других раскольничьих скитов. Недоставало старинных образов — он и тут нашелся. Ковылин жил на Неглинке, близ Кузнецкого моста, в приходе церкви Анастасии Узорешительницы5, в которую хоть и никогда молиться не хаживал, но знал, что церковь эта, при благолепии своем, от старинных строителей снабжена прекрасными дорогими большими древними местными иконами, подобными тем, какие находятся в московском Успенском соборе. Ковылин познакомился со священником упомянутой церкви Федором Ивановым, приласкал причетников и предложил им, что ежели они отдадут из церкви старые иконы, то он даст им денег, а иконы заменит точно такими же, но лишь нового письма. Священник, по бедности прихода6, польстился на предложение, взял деньги, отдал иконы и на их место поставил новые. Скоро это было открыто. Священник в своем поступке сознался и был лишен священства. Ковылин куда-то скрылся. Дело в Сенате было решено тем, что продавец законно наказан, покупщик не отыскан, а иконы, по доказательствам федосеевцев, во время какого-то небывалого пожара сгорели, но в действительности очутились в Преображенском опять на своем месте невредимыми. В народе же федосеевцами был пущен слух, что будто бы иконы эти из Успенского собора, которые стоят в нижнем ряду, и куплены будто бы тогда, когда в соборе была возобновляема стенная живопись и он находился в то время без икон. Многих это смутило; многие, из простого народа особенно, верят этой выдумке и по настоящее время.

С этого времени кладбище начало забирать силу все более и более, обстраивая и улучшая его с каждым годом, причем росло его и нравственное значение, но вместе с тем росли и раздоры заправил. Последнее происходило из-за тех миллионов рублей, которые хранились в сундуках кладбища и на которые каждый из заправил таращил свои завидущие глаза. Не упускало из виду кладбища и правительство: там неоднократно бывали обыски, и противозаконные поступки наказывались ссылкой заправил и прочими административными мерами. В пятидесятых годах федосеевцы присмирели, и в 1854 году на кладбище учрежден был единоверческий приход под именем Никольской единоверческой церкви, что при Преображенском богаделенном доме. Монастырь же здесь открыт, с высочайшего разрешения, 16 мая 1866 года. Поводом к открытию монастыря послужили присоедийившиеся в 1865 году из раскола в единоверие бывшие члены так называемого Австрийского, или Белокриницкого, священства: три епископа(Онуфрий, Пафнутий и Сергий), один иеромонах (Иоасаф), один архидиакон (Филарет), два иеродиакона (Мельхиседек и Феодосии) и другие, последовавшие вслед за ними из монашествующих лиц. Монастырь, с высочайшего соизволения, наименован Николаевским в память посвещения монастыря в Бозе почившим цесаревичем Николаем Александровичем. Если обратимся несколько назад, то увидим, что федосеевцы заявили себя в Москве с весьма непохвальной стороны. Из ворот Преображенского кладбища в 1812 году вышла процессия для торжественной встречи Наполеона. Враг России был принят хлебом-солью, золотыми блюдами, насыпанными золотом, и быками с вызолоченными рогами. Наполеон поставил им для охраны своих жандармов, вследствие чего святыня федосеевцев осталась цела и невредима. Говорят, что амбар, находящийся близ теплой церкви у каменной стены, построен из медоварни Петра Великого. Тут же находится женский старообрядческий (беспоповский) монастырь, именуемый Преображенской богадельней. В стенах богадельни замечательны ворота: они взяты из бывшего Измайловского дворца Алексея Михайловича. Монастырь-богадельня делится на шесть каменных зданий и при них шесть молелен. Богадельня устроена на 440 кроватей. Между монастырями общее кладбище с красивой часовней, принадлежащей беспоповцам. Высокие каменные стены обоих монастырей с башнями походят на крепость. Оба монастыря окружает знаменитый в истории раскола Хапиловский пруд, бывший Иорданом перекрещивающихся в «древнеправославную» веру на правилах федосеевцев. В храмах и часовнях обоих монастырей находится громадное собрание знаменитых древних икон Строгановской школы XVI и XVII столетий, ценимых на вес золота. Нерукотворенный Спас А. Рублева, по мнению беспоповцев, не имеет цены в мире. В библиотеках, изобилующих старопечатными книгами XVII столетия, хранятся и рукописи XVI столетия, несколько — в единственно сохранившихся экземплярах, перешедших сюда от прихожан в разное время. При Николаевском единоверческом монастыре живут известные начетчики, подвизающиеся в пользу господствующей церкви. Основатель Преображенского кладбища И. А. Ковылин родился в 1731 году, умер в 1809 году.

Преображенское кладбище расположено на улице Преображенский вал, 17а. Состоявший при кладбище Никольский единоверческий монастырь после октября 1917 года был закрыт, в 1930-х годах с целью расширения территории кладбища были уничтожены монастырские стены и башни. Церковь Успения Пресвятой Богородицы была поделена между православными, которые занимают трапезную, и старообрядцами, которым принадлежит собственно храм. Надвратная церковь Воздвижения Креста Господня искажена перестройками и занята учреждениями. В ансамбль монастыря входят также бывший братский корпус, построенный в 1801 году, надвратный корпус, возведенный в 1801—1806 годах, колокольня, воздвигнутая в 1876—1879 годах по проекту архитектора Ф.И. Горностаева. На территории кладбища — действующая старообрядческая соборная церковь Воздвижения Креста Господня, а также корпуса Преображенской старообрядческой общины, построенные в начале XIX века.

Немецкое кладбище. Находится на Введенских горах. Одно из красивейших и богатейших кладбищ в Москве. Основано в конце прошлого столетия.

Немецкое кладбище известно также как Введенское, или Введенские Горы, расположено на Наличной улице, 1. На территории некрополя — лютеранская часовня, сооруженная в 1911 году (после октября 1917 года она была закрыта, возобновлена в 1995 году), а также православная часовня, открытая в 1990 году. В 1960-х годах территория кладбища значительно расширена, сооружен колумбарий.

Глава из книги (И.К.Кондратьев; Седая старина Москвы)

К другим статьям

Комментарии

Нет комментариев.

Для того, чтобы добавлять комментарии, необходимо зарегистрироваться

Каталог товаров
Корзина

В корзине товаров 0
на сумму 0 руб

Для клиентов

E-mail:

Пароль:

Войти с помощью:

Яндекс.Метрика