тел.: +7(495)776-3774;
email:info@ritual24.ru
Каталог товаров

Пасха - самый большой и светлый христианский праздник

Христос воскрес пасха

Страстная неделя и Пасха

 

История, значение, интересные факты, правила празднования.
"Христос воскрес на разных языках"
Неделя перед пасхой, "Страстная неделя"
Суеверия
Пасхальная пища

 

Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу.

 

Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.

 

Вот как это было:

 

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

 

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

 

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

 

 Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

 

 Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

 

 Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

 

 Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

 

 Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

 

 Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.


«Христос Воскресе» на разных языках мира!

русский: Христос Воскресе!

 

английский: Christ is Risen!

 

белорусский: Христос увоскрос!

 

украинский: Хрыстос воскрес!

 

немецкий: Christus ist auferstanden!

 

французский: Le Christ est ressuscité!

испанский: ¡Cristo ha resucitado!

 

итальянский: Cristo è risorto!

 

греческий: Χριστος Aνεστη!

 

болгарский: Христос возкресе!

 

сербский: Христос Васкрсе!

 

хорватский: Hristos voskrese!

 

македонский: Христос воскресна!

 

словенский: Kristus je vstal!

 

чешский: Kristus vstal z mrtvých!

 

словацкий: Christos vstal z mŕtvych!

 

албанский: Krishti u ngjall!

 

грузинский: ქრისტე აღსდგა!

 

румынский: Hristos a înviat!

 

польский: Chrystus Zmartwychwstał!

 

венгерский: Krisztus feltámadt!

 

эстонский: Kristus on surnuist ülestõusnud!

 

литовский: Kristus prisikėlė!

 

латышский: Kristus Augšāmcēlies!

 

финский: Kristus nousi kuolleista!

 

шведский: Kristus är uppstånden!

 

ирландский: Tá Críost éirithe!

 

датский: Kristus er opstanden!

 

норвежский: Kristus er oppstanden!

 

голландский: Christus is opgestaan!

 

португальский: Cristo ressuscitou!

 

арабский: Al-Masih-Qam! المسيح قام

 

японский: ハリストス復活!

 

Неделя перед пасхой

тайная вечеря

- Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной.

 

Последняя неделя Великого поста, предшествующая празднику Пасхи, называется Страстная неделя (Страстная седмица). Во время этой недели вспоминаются Страсти Христовы — события, произошедшие с Иисусом Христом в последние дни его земной жизни и принесшие ему духовные и физические страдания. 

 

В течение Страстной недели верующие вспоминают Тайную вечерю, арест Христа, суд, бичевание и казнь. Кульминационным моментом Страстей Христовых считается распятие. Каждый день Страстной недели носит эпитет «Великий» или «Страстной». В Страстную седмицу богослужению придается особое значение, а пост в этот период особенно строг.
 
Каждый день Страстной седмицы посвящен воспоминанию об определенных событиях жизни Христа. В первые три дня вспоминают беседы Иисуса Христа с его учениками и народом.
В Великий понедельник вспоминают евангельскую притчу об иссушении господом бесплодной смоковницы. Она символизирует собой человека, погибающего в непокаянии, чья душа не принесла веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник вспоминают притчи, произнесенные Иисусом Христом в Иерусалимском Храме. Среди них — притча о воскресении мертвых, о дани кесарю, о Страшном суде, о талантах и десяти девах. Кроме этого, во второй день Страстной недели принято вспоминать обличение Христом книжников и фарисеев.
В Великую среду со скорбью вспоминают о предательстве Иисуса Христа Иудой Искариотом за 30 сребреников, а также о грешнице, которая, сама того не ведая, подготовила Христа к погребению, омыв слезами Его ноги и возлив драгоценное миро Ему на голову. В этот день принято сравнивать два жизненных пути — предателя Иуды и покаявшейся блудницы Марии Магдалины. Мария Магдалина приняла спасение, Иуда же избрал духовную гибель.
Великий четверг (Чистый четверг) напоминает нам о Тайной вечере — последней трапезе Христа с учениками перед его казнью. Литургия в Страстной Четверг символизирует участие верующих в Тайной вечере. Во время богослужения в этот день Страстной недели вспоминают четыре события Евангелия, которые произошли именно в четверг: омовение Иисусом Христом ног своим ученикам, предательство Иуды, сама Тайная вечеря и установление Таинства Евхаристии (причастия) и, наконец, молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду. 
Самый скорбный день Страстной седмицы — Великая (Страстная) пятница. Именно в этот день был распят Иисус Христос, поэтому в пятницу перед Пасхой верующие вспоминают о суде, распятии и крестной смерти Христа на Голгофе. В этот день Божественную литургию не служат, потому что в этот день Сам Господь принес себя в жертву. На вечерне в Великую пятницу выносят плащаницу. 
В Великую субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день сходит Благодатный огонь (Святой свет), символизирующий выход из Гроба Света Истинного (воскресение Иисуса Христа). В Великую субботу в храмах совершают литургию Василия Великого. Во время этой литургии зачитываются библейские пророчества перед плащаницей, которую выносили накануне. 
Страстная неделя — это еще и период подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения. В течение этой недели делают уборку в доме, пекут куличи, готовят пасхи и красят пасхальные яйца, которые освящают в Великую субботу.
А в последний день Страстной седмицы, в воскресенье, празднуется Пасха — день Светлого Христова Воскресенья. В этот день принято поздравлять друг друга, приветствуя прохожих словами «Христос Воскрес!». На такое приветствие следует отвечать «Воистину Воскрес!».
В день Пасхи завершается Великий пост, поэтому в этот день принято накрывать обильный и вкусный пасхальный стол. Трапеза начинается с того, что все разговляются освященным в церкви куличом, который глава семьи поровну делит между всеми домочадцами.

 

 

 

Второй момент, который особенно вспоминается в эти дни, это женщина грешница, которая, купив драгоценное масло и сев у ног Спасителя , помазала его ноги этим маслом, приготовляя его к будущему погребению. Можно сказать о таком любопытном моменте, связанном с местом женщины в православной церкви. Нас иногда упрекают в гендерном шовинизме, что в православии нет женского священства, женщина занимает второстепенное место.

 

Нужно сказать, что для целого ряда главнейшей в богослужении Страстной недели очень важные песнопения написаны женщиной, монахиней Кассией, жившей в 9 веке от Рождества Христова. Главные песнопения  Великой Среды как раз написаны этой монахиней.

 

 

Совет жителям Москвы

 

- Если вы увидите бесконечную очередь в районах своего проживания (спальных), но при этом располагаете  транспортным средством или не побоитесь спуститься в метро, то вы сэкономите много  времени , проехав 20 минут до центра города, где по причине отсутствия массовой жилищной застройки вашу пасхальную еду можно будет освятить вне всякой очереди.

 

Что из себя представляет традиционно освящаемая пасхальная пища

 

-Это то, что называется пасхой — творожная еда из  сырого творога или вываренного в форме усеченной пирамиды, это яйца вареные и крашеные, преобладающим цветом является красный, как символ воскресения. Традиция связывает пасхальные яйца с именем ученицы Христа Марией Магдалиной, которая, по преданию, подарила такое яйцо императору Тиверию. И это  куличи. Почему именно кулич. Кулич — это тесто такого рода, которого нельзя было есть семь недель, в котором много яиц, сливочного масла, все это сдобно и приготовлено из продуктов, которые до того были недоступны для постящихся. Впрочем, это не исключает освящения и других видов пищи. Но не мясной. Мясо не принято по уставу церковному вносить в здание храма, а можно  приносить только на прицерковную территорию.

 

Так проходят дни Страстной седмицы.

 

Пасхальное богослужение

 

-По традиции, установившейся на самом деле не очень давно, во второй половине 19 столетия , теперь начинается, как правило, в 12 часов ночи крестным ходом. Для верующего человека очень важно не только присутствие на богослужении, но и участие в нем. Для этого сейчас есть много всяких возможностей — от пособий, книг, комментариев, которые помогают сознательное в нем участие. Но дело даже не только в этом.

 

Для христианина участие в богослужении это принятие таинств церкви — исповеди и причастия. И в данном случае можно сказать, в том числе и только подходящим к ограде церковной людям: славим древнего христианского святого Иоанна Златоуста, который призывает в этот день пасхальный прийти к чаще и постившихся, и не постившихся и трудившихся весь пост и пришедших  к нему только в самом конце. Даже если кто-то еще к этому не готов, то сам по себе опыт присутствия, может быть, на несколько десятков минут, на ночном пасхальном богослужении для многих наших соотечественников уже стал опытом приобщения к небу, когда вопреки всему в тебе самом небо оказывается очень близко. И помимо  рациональных убеждений и доводов, то, что благовествуется церковью, душою воспринимается, как никогда непосредственно, чего всем нашим соотечественникам и желаю.

 

 

Воспоминания о вполне конкретных евангельских событиях на Страстной неделе для верующего человека это не только воспоминание о том, что происходило две тысячи лет назад, но и прохождение этих дней вместе с Христом и  апостолами.  Те вопросы, которые Евангелие  ставит перед человечеством — это те вопросы, которые обращены к каждому из нас.

 

Завтра, как уже было сказано, мы будем вспоминать предательство Иуды.

 

Но разве мы не предаем Христа, когда мы совершаем плохие поступки, когда мы предаем своих близких, когда мы на самом деле в ежедневном выборе между добром и злом делаем выбор в пользу зла?

 

Очень важно, что богослужение Страстной седмицы, и все настроение, которое создается  в церкви в это время, помогает человеку обостренным образом это почувствовать и понять. Предательство Иуды. Если мы посмотрим и увидим, как это все было драматично и как это по-человечески понятно: люди испугались. Учитель, с которым они были все это время, который творил чудеса, который воскрешал мертвых — арестован.  Он мог бы сделать одно движение, освободиться , но он этого не делает. Пугаются и предают Христа такие, как апостол Петр, который, как мы знаем, трижды отрекается.

 

На Голгофе из 12 апостолов был только один из учеников- апостол Иоанн. Все остальные были где-то в другом месте. Видимо, они тоже переживали   вот это и чувство страха.

 

Когда человек проживает это время Страстей Господних с таким глубинным религиозным вниманием, то он понимает что-то важное в себе, перефразируя хорошо известную фразу  Николая Островского, «жизнь человеку дается один раз и важно в этой жизни успеть встретиться с Богом, даже если при этой встрече будет мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы«.  Великий праздник Пасхи, радостный праздник Пасхи, ни с чем не сравнимая радость, которую мы получаем во время этого праздника, — это радость, которую мы должны нести другим людям.

 

В традициях православной церкви и русского православия на  Пасху во время Светлой седмицы, которая последует за Страстной, всегда посещали тех, кто  может быть по каким-то причинам не имеет полной возможности эту радость получить. Раньше верующие люди ходили в тюрьмы и больницы, посещали своих родственников, которые по тем или иным причинам не могут попасть в храм. Мне бы хотелось, чтобы  мы вспомнили и понимали, что пасхальная радость это не только радость вкушения той замечательной традиционной пасхальной еды, которая  в гастрономическом смысле весьма удивительна, но что это прежде всего внутренняя радость и радость отношений человека к человеку.

 

Где и какие продукты  можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку

 

Еда это такое удовольствие, которое  испытываем все мы регулярно, а тем более в праздничные даты. И чтобы такой светлый праздник не был омрачен попаданием на больничную койку или какими-нибудь серьезными заболеваниями в последующем, надо очень внимательно подойти к тем продуктам, которые мы покупаем. К сожалению, недобросовестные предприниматели , ожидая ажиотажный спрос, могут реализовывать продукцию с истекшими сроками хранения, явно недоброкачественную, потому что все равно ее и так купят. Хотелось бы обратить внимание на то, что ни в коем случае нельзя покупать скоропортящиеся пищевые продукты такие, как творог, масло, яйцо на открытых уличных лотках. Маленькие рыночки раскинулись около наших домов, вдоль дорог,  на привокзальных площади или около метро. Зачастую торговля ведется в антисанитарных условиях.

 

Нужно помнить, что скоропортящиеся продукты должны храниться в тех условиях, в которых производитель гарантирует их качество. И, к сожалению, уличная температура к этим условиям не относится. Незначительное нахождение в тепле дает рост микрофлоры, которая может находиться в этих продуктах, а отсутствие термической обработки может привести к серьезным последствиям.

 

В этом году у нас уже зарегистрировано пять случаев ботулизма, смертельно опасного заболевание, если несвоевременно поставлен диагноз и начато лечение.  Как правило, такое серьезное заболевание вызывают продукты домашнего приготовления. В этом году это были грибы домашнего приготовления и домашняя колбаса. Причем, грибы и колбасу купили на рынке. Хотя ни то, ни другое ни в коем  случае нельзя реализовывать. Точно так же в обычных продуктовых магазинах нужно обращать внимание, на срок годности товара, малейшие потертости на этикетке. Если вы увидели двойную маркировку или заклеенные даты реализации, такую продукцию лучше не покупать, она не подлежит  реализации, но недобросовестные предприниматели , пытаясь получить выгоду из ажиотажного спроса, пускают эту продукцию в продажу.

Поминовение усопших в дни Пасхи

 

 

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта «Православие и мир» :

 

Пасха – это самый главный праздник в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.

 

Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

 

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

 

Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

 

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

 

Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

 

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

 

Как поминают усопших в Дни Пасхи

 

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

 Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

 Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

 

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

 По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

 Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

 Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

 Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

 Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

 После Литургии нужно отслужить панихиду.

 Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

 Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.


Как вести себя на кладбище

 

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).

 Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

 Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

 Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

К другим статьям

Комментарии

Нет комментариев.

Для того, чтобы добавлять комментарии, необходимо зарегистрироваться

Каталог товаров
Корзина

В корзине товаров 0
на сумму 0 руб

Для клиентов

E-mail:

Пароль:

Войти с помощью:

Яндекс.Метрика